В помощь педагогу

Рекомендации для начинающих педагогов

дополнительного образования

Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).

Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.

Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата

Тема

Цель занятия, задачи

Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.

Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

организационный этап (приветствие, организация внимания учащихся);

подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);

основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;

итоговый (подведение итогов, в какой форме);

рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).

Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:

- добился ли я цели, которую ставил

- какова была атмосфера занятия

- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения

- насколько эффективны были применяемые методы и приемы

- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся

- каково настроение учащихся после занятия

- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач)

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

  1. Анализ предыдущего занятия (см. выше).
  2. Моделирование последующего занятия.
  3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
  4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи;

это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию. Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога - внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.

 

Профессиональных и творческих ВАМ успехов, коллеги!

Требования к занятию объединения по интересам.

Рекомендации для педагога дополнительного образования.

 

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей.
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение задач: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию.

Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом.

Воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др., со стороны педагога - внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах.

 К развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.

Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).

Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.

Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

 

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата

Тема

Цель занятия

Задачи

Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.

Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

организационный (приветствие, организация внимания учащихся);

подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по  теме);

основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности);

итоговый (подведение итогов, в какой форме);

рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).

Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализзанятия. Для этого рекомендуется ответить (самому себе) на следующие вопросы:

- добился ли я цели, которую ставил;

- какова была атмосфера занятия;

- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения;

- насколько эффективны были применяемые методы и приемы;

- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность   

  учащихся;

- каково настроение учащихся после занятия;

- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

  1. Анализ предыдущего занятия (см. выше).
  2. Моделирование последующего занятия.
  3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
  4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИ

Дата

Тема занятия

Цель

Задачи:

  • образовательная
  • развивающая
  • воспитательная 

         Формы и методы обучения

         Оборудование для педагога

         Оборудование для учащихся

Ход занятия:

  1. Организационная часть.Проверка готовности учащихся к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                            1-3 мин
  2. Основная часть:
  3. Проверка усвоения знаний, умений и навыков предыдущего занятия.                                                       
  4. Изучение нового материала. Вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т.д.), правила техники безопасности.                                                                                            
  5. Практическая работа  учащихся (выполнение заданий).
  6. Динамическая пауза.
  7. Индивидуальная работа с учащимися. Закрепление знаний и способов действий.    
  8. Заключительная часть. Подведение итогов занятияВыставка работ,    анализ, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Рефлексия.                                                                                              

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема по программе

Тема занятия

Дата

Место проведения

Возраст учащихся

Продолжительность занятия

Место занятия в учебно-тематическом плане

Тип занятия

Уровень изучения

Учебно-методический комплекс

  • Наглядные материалы
  • Методические материалы
  • Раздаточный материал
  • Оборудование и материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цель

Задачи

Этапы учебного занятия

Плани-руемое время

Содержание

Предметно-целевой компонент этапа

Взаимодействие педагога и учащихся

Методы, приёмы, технологии

Организационно-

подготовительный

(5 мин)

2 мин

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя

Педагог и учащиеся приветствуют друг друга

Приём «Блицопрос»

3 мин

Содействие внутренней мобилизации учащихся на учебный процесс. Подготовка учебного материала

Педагог предлагает всем учащимся проверить наличие необходимых материалов.

Учащиеся готовят свое место для работы.

Самостояте-льная работа

Основной

(35 мин)

4 мин

Введение в тему. Актуализация знаний учащихся по теме

Педагог демонстрирует слайды, иллюстративный материал.

Наглядный материал

2 мин

Обоснование темы и цели занятия

Педагог акцентирует внимание на изделии, подчёркивает качество выполнения работы.

Объяснительно-иллюстративный

4 мин

Развитие познавательной сферы учащихся.

Ознакомление с изделием

Педагог разъясняет и показывает порядок выполнения изделия.

Наглядный

11 мин

Включение учащихся в практическую работу.

Объяснение и показ процесса изготовления изделия

Техника безопасности. Учащиеся выполняют задание. Педагог контро-лирует, помогает учащимся

Текущий контроль

2 мин

Организация отдыха учащихся. Снятие мышечного напряжения

Педагог проводит физкультминутку

Физкульт-минутка

12 мин

Объяснение и показ процесса оформления изделия

Индивидуальная работа с учащимися

Текущий контроль

Итоговый

(5 мин)

3 мин

Закрепление и актуализация новых знаний учащихся

Педагог проводит мини-викторину с учащимися по закреплению знаний и умений.

Приём «Вопрос – ответ»

2 мин

Подведение итогов. Рефлексия

Педагог просит учащихся ответить на вопросы: «Что нового узнали на занятии? Чему научились?»

Приём «Вопрос – ответ»

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 

Дата:

Тема:

Цель

Задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая.

Формы и методы:

Оборудование и материалы:

Место проведения:

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационная часть (1-2 минуты).

         Отметить присутствующих, провести краткую беседу о последних событиях в стране, в школе; дома. Сообщить тему и цель занятия.

  1. Содержание занятия: а) повторение пройденного материала;

 б) изложение нового материала (10-20 минут).

         Предусматривает сообщение новых знаний, инструктаж по технике безопасности, вводная беседа перед практической работой.

в) игровой момент (5-15 минут).

         В зависимости от занятия проводятся подвижные или дидактические игры, викторины (5-7 вопросов), загадки, скороговорки и т.п.

г) практическая часть (45 минут).

Изготовление поделок, аппликаций, составление букетов и т.д.

д) индивидуальная работа с учащимися.

  • Заключительная часть (3-5 минут). Рефлексия.

         Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучшие работы; ответить на вопросы; обобщить изучение, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.

 

 

Основные формы и методы  работы в объединении:

  • Словесные: рассказ, беседа, лекция, открытые диалоги, рефераты, разговоры за круглым столом, встречи с интересными людьми, специалистами и т.д.;
  • Наглядные: демонстрация учебно-наглядных пособий, моделей, образцов изделий, выставки, вернисажи, панорамы, демонстрация приёмов работы, отдельных упражнений, технологических особенностей;
  • Практические: практическая работа по отработке умений и навыков, приёмов, упражнений, изготовление изделий, оформление наглядных пособий, дневников, маршрутных карт, картотек и т.д., работа со специальной литературой, справочниками, опытническая и исследовательская работа;
  • Массовые: выставки, конференции, устные журналы, вечера и утренники, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, встречи, турниры, праздники, дни открытых дверей, слёты, концертные программы, спектакли, экскурсии, походы.

 

         При проведении занятий протяжённостью более 1 академического часа в день и в зависимости от их характера, как правило, через каждые 45 минут занятий организовываются перерывы для отдыха.

 

Практические рекомендации

по проведению и анализу открытого занятия

 

 

Открытые занятия являются одной из эффективных форм методической работы. Они занимают особое место в системе повышения педагогического мастерства педагогов дополнительного образования,  организуются с целью изучения опыта работы, осуществления единого подхода к организации образовательного процесса при многообразии индивидуальных возможностей педагогов дополнительного образования.

 Открытые занятия помогают коллективно определить и на конкретных примерах показать, какие методы, приёмы и педагогические средства эффективны при проведении занятий, бесед, практических работ, подведении итогов.

Советы при подготовке открытого занятия

Попытайтесь сделать открытое занятие ярким событием не только для себя, но и для ваших учащихся.

Помните, что открытое занятие отличается от повседневных своей насыщенностью, оригинальностью, нестандартностью, разнообразием форм, которые присущи только вашей работе.

При определении темы открытого занятия постарайтесь внести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии. Подробно опишите ход занятия (с каких слов его начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.

Подготовьте дополнительный экземпляр разработки открытого занятия для изучения вашего опыта.

Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.

Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете исследовать, игры, загадки, вопросы.

Подготовьте своих учащихся к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения.

Помните, от вас ожидают интересного и творческого занятия, а не сухого стандартного урочного преподавания.

Подключите ваше мышление и воображение и творите своё занятие.

Советы по проведению открытого занятия

  1. Не забывайте сказать о теме, задачах задания.
  2. Не смущайтесь присутствия на занятиях коллег.
  3. Успех занятия во многом определяется творческой атмосферой, которую вы создадите на занятии.
  4. Используйте проблемные задания, игры, викторины.
  5. Используйте работу по группам, если это возможно.
  6. Во время индивидуальной самостоятельной работы включите музыку.
  7. Предложите упражнения для отдыха глаз. Используйте релаксационные упражнения.
  8. Используйте в моменты отдыха занимательные конкурсы.
  9. Индивидуальные задания продумывайте для каждого.
  10. Меняйте в течение занятия виды деятельности (работа с литературой, опыт, наблюдения и т. д.).

Используйте познавательную информацию по направлению, проблемные вопросы, повторите правила техники безопасности (если это необходимо), используйте образцы, альбомы, буклеты и т.д. Учитывайте возрастные особенности детей.

Советы по окончанию занятия

Будьте готовы к тому, что занятие будут анализировать присутствующие.

Дайте анализ тому, что запланировали и что провели.

Обосновывайте при анализе, почему вы выбрали именно такую тему, форму, что дало использование игры, конкурсов, наглядного материала.

Выявите причины, если чувствуете, что не всё удалось.

Анализ и самоанализ: подходы и модели

Анализ и оценка педагогической деятельности вообще и занятия в частности,  важное  условие совершенствования педагогического мастерства, обобщения педагогического опыта, эффективного руководства и контроля за качеством образовательного процесса.

Открытое занятие представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, поэтому провести его полный комплексный анализ достаточно сложно. Наиболее часто в методике применяется частичный или аспектный тематический анализ, в основе которого лежит выделение и анализ качеств, имеющих наибольшее значение для достижения поставленных целей и задач.

Предлагаем несколько схем аспектного анализа. Структура схем разработана для различных типов занятий, однако данные модели в полной мере могут быть использованы при анализе открытого занятия в детском объединении.

Общий анализ занятия

  1. Подготовка педагога к занятию (готовность оборудования, материалов, объектов практических работ, дидактических пособий).
  2. Воспитательное воздействие занятия (воспитание его содержанием, организацией тех качеств, способностей, которые развиваются в ходе занятий и др.).
  3. Методы и приёмы, используемые педагогом для обучения учащихся рациональным приёмам труда, формирования правильных и прочных навыков. Осуществление связи с учебным материалом, изучаемым в школе. Систематический самоконтроль учащихся. Уровень культуры труда учащихся, привитие им навыков высокой культуры труда (аккуратности в работе, точности, скорости рабочих движений, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте).
  4. Результативность проведённого занятия: выполнение намеченного плана, достижение цели занятия, продуктивность использования учебного времени, образовательный эффект занятия.
  5. Безопасные условия проведения занятия.

Анализ деятельности педагога

  1. Соответствие цели занятия требованиям программы.
  2. Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.
  3. Знание конкретного предмета, профессиональные умения и навыки, культура речи, общая культура педагога.
  4. Работа педагога по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформлению кабинета.
  5. Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.
  6. Работа педагога по закреплению получаемых учащимися навыков.
  7. Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности учащихся.
  8. Соответствие применяемых педагогом методов, приёмов и способов обучения уровню развития учащихся.
  9. Влияние личности педагога на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.
  10. Использование педагогом разнообразных форм и приёмов воспитательной работы.
  11. Умение организовать коллектив с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
  12. Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.
  13. Умение подвести итоги занятия и деятельности учащихся.

Анализ занятия по формированию умений

  1. Цели (по овладению умениями).
  2. Структура (по соотношению частей).
  3. Инструктаж (ориентировочная основа действий):

постановка цели;

разъяснение теоретических основ;

проверка готовности.

  1. Практическая работа:

организация начала и завершения работы;

дифференцированный и индивидуальный подход;

самостоятельность;

текущий контроль и самоконтроль;

обеспечение рабочего места;

обработка и подготовка результатов.

  1. Анализ результатов:

степень выполненной работы;

итоговый контроль (анализ работы);

соблюдение нормативных условий;

обобщённое подведение итогов.

Анализ занятия по изучению деятельности учащихся и качества их знаний, умений и навыков

  1. Деятельность учащихся на занятии:

а) степень организованной подготовленности учащихся к занятию, наличие у них всего необходимого для данного занятия;

б) включение учащихся в работу на занятии, их психологический настрой;

в) творческая активность и самостоятельность учащихся на занятии:

активность при рассмотрении вопросов и проблем, изучаемых ранее;

степень активности и самостоятельности в процессе восприятия материала, изучаемого на занятии;

участие в подготовке и проведении практических работ и заданий с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей;

уровень активности и степень самостоятельности в процессе закрепления и систематизации полученных на занятии знаний;

г) организационная завершённость занятия;

д) отношение учащихся к объединению, взаимоотношения с педагогом.

2.Уровень знаний, умений и навыков учащихся, проявленных на данном занятии или по направлению объединения вообще:

а) знание теоретического материала:

законов, определений, теоретических доказательств и выводов;

знаний фактического материала;

б) степень осмысленности и осознанности усвоении знаний:

знание конкретных фактов, явлений, событий;

умение их анализировать и устанавливать между ними взаимосвязи и взаимозависимости;

умение дать оценку изученным фактам, явлениям, выразить своё отношение к ним, сделать вывод и обобщить изученное;

степень мыслительной активности учащихся при решении проблемных ситуаций, логических заданий, ответов на вопросы, доказательство сравнений, сопоставлений;

характеристика умения переноса знаний, умений и навыков в другие условия;

в) практическая направленность знаний:

умение учащихся найти и определить возможность применения полученных знаний на практике, в своей трудовой деятельности;

осуществление связи изучаемого материала с жизнью, трудом;

использование дополнительного материала с целью конкретизации;

степень самостоятельности при выполнении практических заданий;

г) воспитательный эффект.

Общедидактический анализ занятия

  1. Цели:

обучающие;

развивающие;

воспитательные.

  1. Содержание:

объём и структура материала;

актуализация;

изложение нового материала;

закрепление нового материала;

  1. Преподавание:

проблемность;

доступность;

наглядность и ИКТ;

связи с другими сферами;

индивидуальный и дифференцированный подход.

4.Учение:

самостоятельность;

творчество и поиск;

активность;

общеучебные умения.

  1. Контроль и оценка:

текущая обратная связь;

оценивание;

эффективность способов умственной деятельности учащихся.

Анализ деятельности учащихся в ходе открытого занятия

  1. Качество знаний, умений и навыков, их полнота и осознанность; умение анализировать итоги своей деятельности.
  2. Познавательная активность, увлечённость в ходе занятий.
  3. Степень самостоятельности учащихся, умение решать задачи проблемного и творческого характера.
  4. Умение работать коллективно, парно, индивидуально.
  5. Личные и коллективные успехи учащихся, результаты занятий в объединении.
  6. Этика межличностных отношений, культура речи.
  7. Самоуправление в объединении, традиции.
  8. Степень организованности учащихся, посещаемость, постоянство контингента.
  9. Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил техники безопасности.

 

Как написать рецензию на проект

 

Методические рекомендации методистам,

педагогам дополнительного образования детей и молодежи

 

  1. Оцените актуальность темы проекта. Она должна иметь значение не только как вклад в науку, но и как идея, которую можно воплотить в жизнь в современных условиях. Напишите в рецензии, насколько высока будет практическая значимость в случае внедрения разработок в жизнь.

 

  1. Отметьте новизну работы. Важно, чтобы создатели проекта привнесли что-то новое в уже исследованную ранее сферу или (что особенно ценно) разработали совершенно не изучавшийся до этого вопрос. Во втором случае отметьте также наличие или отсутствие теоретической базы и способность авторов проекта работать с ограниченным количеством ресурсов.

 

  1. Проведите анализ основных положений проекта. Отметьте плюсы и минусы каждого из них, оцените адекватность использованных методов, достаточность аргументации и обоснованность выводов. Также посчитайте процентное соотношение теоретической и практической частей работы, сделайте вывод о рациональности такого распределения в зависимости от темы проекта.

 

  1. Обратите внимание на глубину изучения темы и логичность изложения материала. Каждый свой вывод подкрепляйте аргументами и цитатами из работы.

 

  1. Проверьте, насколько правильно оформлен проект, соответствует ли он правилам, установленным для этого типа исследований. Если ошибки есть, напишите, какие именно и насколько они значительны.

 

  1. Оцените практическую значимость проекта. Расскажите, в чем именно она будет проявляться, и в каких условиях рациональнее будет использовать предоставленные наработки.

 

  1. Оформите свою рецензию в соответствии с нормами. Как правило, в таких отзывах на первой строке листа указывается название проекта, фамилии и инициалы его авторов. Затем через отступ пишется основной текст, разделенный по смыслу на абзацы. В нижней части последнего листа указывается фамилия, инициалы и должность рецензента, ставится его подпись и дата составления документа. В случае необходимости подпись заверяется печатью канцелярии той организации, в которой работает автор рецензии.

Методические рекомендации по составлению портфолио педагога

 

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

      Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога». Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.             Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. 

         Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшое эссе – философских размышлений о профессии и о своей миссии в профессии, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.

         Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.

         Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля, саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку здесь акцентируется внимание, прежде всего, на достижениях.

         Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.

Примерная структура портфолио

  • Титульный лист
  • Творческая визитка автора. Педагогическое кредо.
  • Общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке).
  • Тема и цель ведения портфолио.
  • Результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный период). В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения по интересам, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.
  • Учебно-методическая деятельность.
  • Документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
  • Консультативный материал для педагогов и родителей.
  • План самообразования (индивидуального роста) педагога.
  • Дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом.
  • Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.

Разделы портфолио

Титульный лист

         На титульном листе должна содержаться информация:

  • название отдела образования, спорта и туризма районного исполнительного комитета;
  • полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог;
  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • должность педагога;
  • адрес учреждения образования, телефон;
  • год.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • общий и стаж работы в должности;
  • квалификационная категория;
  • повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

         В раздел помещаются:

  • материалы о результативности образовательного процесса;
  • сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, форумах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • сведения о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения;
  • сравнительные таблицы уровня усвоения учащимися образовательной программы объединения по интересам, уровня воспитанности учащихся;
  • документы, подтверждающие творческие достижения учащихся;
  • самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.

Раздел 3. Учебно-методическая деятельность

         Этот раздел содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • образовательную программу объединения по интересам;
  • обоснование выбора используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методическом объединении;
  • планы-конспекты занятий;
  • методические разработки;
  • темы творческих работ и проектов учащихся;
  • список победителей конкурсов, фестивалей, акций и др.;
  • образцы (фото, копии) творческих работ учащихся;
  • материалы творческих отчетов;
  • план индивидуального профессионального роста;
  • диагностические материалы;
  • анализ методических материалов и авторских разработок.

 

 

Раздел 4. Работа педагога по обобщению опыта

         В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о работе по обобщению и распространению собственного педагогического опыта:

  • участие в неделях учреждений дополнительного образования детей и молодёжи;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференций и т.д.;
  • разработка научно-методических материалов;
  • выступление перед педагогической общественностью;
  • наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, творческие отчеты, доклады;
  • участие в международных конференциях, конкурсах, проектах.

Раздел 5. Учебно-материальная база

         В этом разделе:

  • выписка из паспорта учебного кабинета (студии, мастерской);
  • список методической и справочной литературы;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие технических средств обучения (телевизор, магнитофон, музыкальная аппаратура и др.);
  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • наличие дидактического материала, макетов, образцов изделий, муляжей и т.п.;
  • другие документы по желанию педагога.

Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах». В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших учащихся, а также самоанализ деятельности.